Опыт социальной работы с пожилыми людьми

29 май 2017

Опыт социальной работы с пожилыми людьми

Рассмотрим, как решаются вопросы социальной защиты пожилых людей в странах Западной Европы, США и Японии.

В Швеции каждый пожилой гражданин находится в равных социальных условиях, обеспечен гарантированным равным доступом ко всем услугам, предлагаемым местными социальными учреждениями, независимо от места его проживания.

Конституционная защита социальных прав находит свое выражение в «Законе о социальном обеспечении» 1982 г., который подчеркивает право индивида на получение помощи со стороны коллектива в соответствии с пятью основными принципами.

1. Принцип нормализации. Каждый гражданин по мере возможности должен обладать правом трудиться и жить в условиях и окружающей среде, максимально близких к нормальным.

2. Принцип глобальности человеческих потребностей. Все, что необходимо для благополучия человека, будь то его психологические, физические или социальные потребности, должно быть принято во внимание, составляя единую и цельную совокупность.

3. Принцип самоопределения. Он предполагает уважение единства и неприкосновенности человеческой личности. Каждый имеет право выбирать свой образ жизни и право принятия самостоятельных решений. Право на личную безопасность и самостоятельное распоряжение собой должно согласовываться симперативами ухода, необходимого для лиц преклонного возраста.

4. Принцип участия. Каждый человек должен иметь возможность воздействовать не только на собственные условия жизни, но и на жизнь коллектива. Лица преклонного возраста также хотят брать на себя ответственность и чувствовать себя необходимыми обществу.

5. Принцип здравого стимулирования. Лицам преклонного возраста должно поручаться выполнение задач в соответствии с их возможностями и в сотрудничестве с другими лицами в условиях нормальной и стимулирующей их окружающей среды.

Наиболее важную часть рассматриваемого закона составляет статья 6, озаглавленная «Право на помощь». Предусмотренное в ней право трактуется весьма широко и имеет в виду не только финансовую помощь. Например, в том, что касается ухода за лицами преклонного возраста, комитет по социальным делам обязан следить за тем, чтобы лица преклонного возраста могли вести автономное, активное и наполненное существование. Жилище, снабженное всеми необходимыми удобствами, специально приспособленные средства транспорта, семейная помощь - таковы лишь некоторые из мер, среди прочих, позволяющие успешно выполнять эту задачу.

Этот закон подтверждает право каждого лица преклонного возраста на помощь со стороны коллектива и обязанность каждой коммуны предоставлять лицам преклонного возраста, утратившим самостоятельность, все необходимые помощь и услуги, тем, чтобы обеспечить их автономию.

Защита лиц преклонного возраста основывается на обеспечении их материальной безопасности. Каждый шведский гражданин имеет право на пенсию по старости, независимо от своих доходов и независимо от того, участвовал ли он в трудовой жизни. Это - базовая национальная пенсия. К ней может добавляться дополнительная пенсия, исчисляемая пропорционально профессиональному доходу и находящаяся в ведении единого финансового института.

В соответствии с «Законом о социальном обеспечении» создаваемая в каждой коммуне Комиссия по социальным делам должна следить за тем, чтобы лица преклонного возраста были обеспечены хорошими жилищными условиями. Доступ к этому жилью зависит от состояния здоровья данного лица, а при его предоставлении должен учитываться уровень средств, которыми данное лицо располагает.

Лицо преклонного возраста имеет право на жилищное пособие или на дотацию для обустройства жилища; обычное или специально приспособленное жилище; жилье с повышенным уровнем комфортности для тяжелых инвалидов, представляемое коммуной; отдельное жилище в рамках общежития; место в доме-пансионате по уходу или институте медицинского характера в случае особо тяжелого состояния здоровья.

Социальная помощь лицам преклонного возраста и их социальное обеспечение оказывается коммунами, которые в соответствии с законом несут за это ответственность и должны обеспечивать разнообразные и многоплановые услуги, способные адекватным образом обеспечить лицам преклонного возраста максимально автономное существование.

Помощь в ведении хозяйства включает разнообразную деятельность (приготовление пищи, уборка, стирка, помощь в личных нуждах и т. п.). Оказание такой помощи может обеспечиваться специальным транспортом, который доставляет все необходимое для уборки, технической помощи, специальный санитарный материал, книги - в тех случаях, когда лицо преклонного возраста живет далеко от центра. Помощь данным лицам включает также транспортные услуги, с тем, чтобы позволить лицу преклонного возраста поддерживать контакты с другими людьми. Некоторые из этих услуг полностью бесплатны, а некоторые — оплачиваются частично.

Медицинские услуги и уход обеспечиваются в соответствии с «Законом об общественном здравоохранении и медицинских услугах», вступившим в силу в 1983 году, согласно которому эти услуги должны быть доступны и учитывать право пациента на свободный выбор.

Медицинский уход финансируется главным образом за счет сборов, взимаемых советами графств, дополняемых за счет различных государственных дотаций и всеобщей системы страхования. Это национальная служба здравоохранения, которая является почти бесплатной. Уход в общественных больницах бесплатный. Некоторая оплата взимается за оказание консультаций вне больницы.

Ответственность за выработку национальной политики в области здравоохранения лежит на парламенте и правительстве. Основные положения, одобренные парламентом в 1985 г:

  • равенство всех, кто нуждается в уходе за здоровьем, при предоставлении преимущества группам с высоким уровнем риска;
  • предоставление санитарных и медицинских услуг в зависимости от потребностей индивида;
  • уход за лицами преклонного возраста, душевнобольными и инвалидами; предпочтение, по сравнению с уходом в специализированных институтах, должно отдаваться содержанию в домашних условиях;
  • принятие превентивных мер на коллективном и индивидуальном уровнях;
  • оказание первичной медицинской помощи как базовая основа всей системы здравоохранения.

Законодательство по вопросам здравоохранения включает также положения, относящиеся непосредственно к пациентам:

  • право на получение информации о состоянии здоровья, необходимых исследованиях и лечении;
  • право советоваться и договариваться относительно ухода;
  • право на отказ от лечения;
  • право на ознакомление со всей историей болезни;
  • право обращаться с жалобой при грубых нарушениях со стороны персонала, осуществляющего уход, в специальную инстанцию - Дисциплинарный комитет службы здравоохранения.

Политика в области здравоохранения применительно к лицам преклонного возраста, утратившим самостоятельность, состоит из их максимальной интеграции в коллектив. Абсолютный приоритет отдается развитию системы первичного медицинского обслуживания.

К специализированной медицинской помощи прибегают в тех случаях, когда лицо преклонного возраста страдает недугом, требующим длительного медицинского лечения, либо когда ослабление физических и умственных способностей требует постоянного наблюдения и существенной помощи со стороны медицинского персонала.

Государственная политика Великобританиив отношении престарелых граждан и инвалидов ориентирована на создание полноценных условий для их проживания в домашних условиях в первую очередь за счет широкого предоставления нестационарных форм и видов социального обслуживания. Одной из причин этого является недостаточное развитие сети интернатных учреждений, часто не располагающих возможностями оказания полноценной помощи этой категории лиц из-за отсутствия собственной медицинской службы, условий интенсивного медицинского и бытового ухода. Социальная и медицинская помощь, предоставляемая престарелым и инвалидам на дому, рассматривается в качестве важного элемента реализации всей социальной политики в стране, в значительной мере позволяющей разрешить многие проблемы этой категории лиц, связанные с одиночеством и утратой интереса к жизни, и способствующей развитию контактов с окружающими, улучшению жизненных условий.

Государство через министерства здравоохранения, социального обеспечения, труда, жилищного строительства коорди­нирует реализацию общих принципов социальной политики и осуществляет финансовый контроль. Организация социального обслуживания возлагается на органы местного самоуправления, предоставляющие как обязательные, так и дополнительные услуги, причем в выборе услуг им предоставлена значительная самостоятельность. Реализация социальных программ осуществляется небольшим числом штатных служащих и многочисленными добровольцами из различных общественных, религиозных, благотворительных, молодежных и других организаций. Вся эта система в общенациональном масштабе координируется Государственным комитетом социального обслуживания пожилых людей.

Основная ответственность за предоставление социальных услуг для пожилых людей лежит на отделах социальной службы местных органов власти в Англии и Уэльсе, отделах социальной работы в Шотландии и департаментах социальной службы в Северной Ирландии.

Большая часть из предоставляемых социальными служба­ми средств направлена на оказание клиентам помощи для того, чтобы они могли независимо жить в своих собственных домах. Трудности по ведению домашнего хозяйства могут быть облегчены визитами сотрудников «помощи на дому», а также предоставлением услуг по стирке и доставке обедов на дом. Сюда входят и услуги органов здравоохранения по месту жительства: например, визит участковой сестры, чтобы помочь старому человеку принять ванну, сделать уколы, перевязки. Посещение дневных центров может помочь облегчить изоляцию, в которой обычно живут одинокие люди. В дневных центрах действуют ланчен-клубы, мастерские, здесь могут предоставляться услуги по посещению мозольного оператора, другого медицинского обслуживающего персонала, преподавателей для получения дальнейшего образования. Для тех, кто не может больше жить в своих домах, в специальных домах предлагается не только постоянное жилье, но и временное, чтобы облегчить бремя тех, кто ухаживает за старыми родственниками. Обслуживающий персонал этих домов предоставляет широкий спектр услуг. Весь персонал, включая социальных работников, ориентирован на удовлетворение эмоциональных, социальных потребностей живущих в этом доме, заботится о досуге, как отдельного человека, так и всей группы. При возможности способствует и помогает живущим в этом доме время от времени возвращаться домой.

Самая большая категория из всех существующих домов-интернатов предназначена для старых людей, не имеющих семей, или если их родственники не могут присматривать за ними, даже если им предоставлена помощь социальных служб. В других домах осуществляется уход за людьми с особыми проблемами, такими как слепота, глухота, умственные недостатки, но большая часть домов для старых людей - неспециализированного типа.

Социальные работники работают не только с пожилыми людьми, но и с их семьями, которые часто нуждаются в совете и поддержке.

К числу наиболее распространенных организационных форм оказания социальной помощи престарелым и инвалидам следует отнести «социальные клубы» или «социальные кафе», создаваемые обычно религиозными и общественно-благотворительными организациями. Основные направления их работы - организация общения престарелых, их досуга, предоставление им недорогих обедов, медицинских, юридических, социально-психологических консультаций. Единой структуры или программы деятельности этих учреждений нет. Некоторые клубы имеют медицинские и физиотерапевтические кабинеты, залы лечебной физкультуры, комнаты социальных работников, другие - только столовую или помещение для отдыха.

Для удовлетворения потребности пожилых граждан в труде и улучшения их материального положения по инициативе общественных организаций в ряде графств созданы специальные цеха с использованием простых видов труда и оборудова­ния. Многие местные фирмы в качестве благотворительной деятельности предоставляют таким цехам бесплатно материалы и обеспечивают их заказами.

Большой популярностью среди пожилых граждан, особенно одиноких, пользуются дневные центры, тоже ориентирующие свою деятельность на организацию их досуга и питания, а также на оказание помощи семьям, имеющим престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе. Дневные центры, как правило, располагаются вблизи мест проживания обслуживаемых лиц и в районах с хорошим транспортным сообщением.

В ряде мест получили распространение общественные службы организации отдыха престарелых, которые ежегодно предоставляют пожилым гражданам возможность недельного или двухнедельного отдыха на природе, у моря на базе домок отдыха или пансионатов. Плата за такие услуги обычно не превышает стоимости жизни в домашних условиях. Обслуживание престарелых со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию осуществляется под ру­ководством территориальных органов самоуправления преимущественно добровольцами через системы «добрососедства» или визитов на дом. Характерно, что многие из добровольцев сами являются пенсионерами. Наиболее распространенным видом помощи является доставка обедов на дом, причем для наиболее немощных горячее питание может доставляться на дом специальной службой. Многим престарелым оказывается помощь в уборке помещений, приобретении продуктов питания, приготовлении пищи, стирке белья и т.д. Не меньшее значение придается посещению престарелых с целью проведения с ними бесед, оказания морально-психологической поддержки.

Заслуживает внимания опыт, накопленный по созданию оптимальных условий проживания престарелых и инвалидов. В тех случаях, когда жилье перестает соответствовать их состоянию, местные органы власти или общественные организации могут провести переоборудование жилья или предоставить за уморенную плату специально приспособленные квартиры, оснащенные средствами связи с работниками службы помощи на дому или с родственниками. При наличии в одном районе большого числа переоборудованных для престарелых квартир территориальные комитеты социальных услуг часто вводят оплачиваемую должность специального управляющего таким жилым фондом, причем нередко он имеет медицинское образование и может при необходимости оказать первую помощь.

Большая роль в социальной защите престарелых и инвалидов отводится органам здравоохранения. Медицинские сестры регулярно посещают их на дому, оказывают доврачебную помощь, дают советы им и их родственникам в отношении профилактики заболеваний, диеты, ухода и т.п. Учреждения здравоохранения часто предоставляют в распоряжение пожилых граждан различные предметы санитарии и гигиены. Достаточно распространенным видом услуг является дежурство на дому дневных или ночных сиделок, оказывающих существенную помощь родственникам в уходе за престарелыми или инвалидами.

Если престарелые не имеют возможности получить необходимую медицинскую помощь на дому, их могут направить для лечения и проведения реабилитационных мероприятий в специализированные стационары, предназначенные для длительного пребывания, частные лечебницы или в дома-интернаты.

Кроме этого, в стране насчитывается около 200 гериатрических госпиталей, задачей которых является не только оказание специализированной лечебной и профилактической помощи, но и медицинское, и бытовое обслуживание тяжелобольных престарелых на дому во время отпуска родственников. При многих гериатрических госпиталях организованы дневные стационары для престарелых, основное предназначение которых - долечивание и оказание социально-бытовой помощи старикам после выписки из больницы.

В этих отделениях престарелые проходят клиническое и лабораторное обследования, получают курсы физио- и трудотерапии.

В Норвегиипри некоторых домах-интернатах для престарелых созданы отделения дневного пребывания. Такие отделения, рассчитанные на 30 человек, обычно располагают помещениями для культурно-массовых мероприятий, кабинетами для лечебной физкультуры и массажа, лечебно-трудовыми мастерскими, столовой, двухместными комнатами отдыха. Штат отделения состоит из заведующей, имеющей квалификацию социального работника, и медицинской сестры.

Во многих городах страны ведется строительство квартир для престарелых. Дом возглавляет заведующий, а в его штат входят два социальных работника, обязанностью которых является оказание помощи во время болезни, доставка при необходимости питания из дома-интерната, оказание проживающим других мелких услуг. При доме имеются кафе-клуб, кабинет врача, ведущего прием два раза в неделю, прачечная самообслуживания. Для престарелых, проживающих в доме, введены льготы по оплате жилья и электроэнергии.

В Нидерландахнаряду со специальными муниципальными службами, оказывающими социальную помощь престарелым по территориальному принципу, в том числе на дому, значительную роль играют частные и добровольные организации.

В стране функционирует около 500 дневных пансионатов, в том числе для престарелых, психически больных, детей с умственной отсталостью и т.п. Лица, посещающие пансионаты, могут получить в них различные бытовые услуги, двухразовое питание. Доставка из дома в пансионат производится транспортом последнего. Дети посещают пансионат бесплатно, малоимущим взрослым часть расходов оплачивает муниципалитет.

Среди других организационных форм социальной помощи представляют интерес дома обслуживания престарелых, находящиеся в государственном ведении. Один из таких домов размещается в пригороде Гааги в специально построенном здании, имеет зал для проведения общественных мероприятий, библиотеку, комнаты для занятий по интересам, кабинеты социальных работников. Пенсионеры, посещающие этот дом, могут принимать участие в различных играх, в работе кружков иностранных языков, вязания, народных танцев, посещать кафетерий. В определенные дни организуются встречи со специалистами социальной сферы, юристами, психологами и т.д. В случае необходимости престарелым, посещающим дом, может оказываться помощь на дому путем заключения договоров с частными организациями. Всю работу с престарелыми организует один человек - администратор.

Во Франции,как и во многих других странах, одной из основных целей предоставления престарелым и инвалидам социалыю-бытовой помощи является создание условий для их максимально долгого пребывания в привычных домашних усло­виях. Наибольшее распространение получили два вида такой помощи - оказание услуг «домашними помощниками» и сест­ринский уход за престарелыми на дому.

Служба «домашних помощников» (или социально-бытового обслуживания на дому), создание которой относится к середине пятидесятых годов, предназначена для оказания услуг преимущественно бытового характера пожилым людям, испы­тывающим затруднения в приобретении продуктов питания, приготовлении пищи, содержании жилых помещений и т.п. Фи­нансируется она за счет системы государственного страхования или частных страховых компаний.

Для престарелых со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию предназначается служба «сест­ринского ухода», которая включает в себя как элементы обычного надомного обслуживания, так и предоставление доврачеб­ной медицинской помощи и услуг гигиенического характера. Основанием к принятию престарелых на такое обслуживание является решение лечащего врача, а само обслуживание осуществляется бригадным методом - медицинской сестрой и ее по­мощницей (няней). Медицинские сестры выполняют врачебные назначения и контролируют работу своих помощников, кото­рые, в частности, могут переодеть больного, умыть его, сделать клизму и т.п. Оплата услуг по установленным расценкам прово­дится за счет страхования по болезни.

Для лиц пожилого возраста, выписываемых из стационарных медицинских учреждений и не требующих интенсивного лечения, может быть организован «госпиталь на дому». Обслуживание таких лиц осуществляется врачами и медицинскими сестрами совместно с социальными работниками, оказывающими услуги бытового характера.

Во многих городах и районах Франции также имеются клубы для пенсионеров, работа которых преимущественно нацелена на организацию их досуга, устранение социальной изоляции и содействие активному участию в общественной жизни.

Существенная роль в их создании принадлежит общественным организациям. Например, Сельскохозяйственное общество взаимопомощи сыграло основную роль в учреждении клубов пожилых в сельских районах.

Заслуживает внимания тот факт, что для поддержки новаций в деле оказания социально-бытовых услуг населению, в том числе престарелым и инвалидам, государство может предоставить организациям или добровольным объединениям финансовую помощь.

Оказание помощи пожилым и престарелым осуществляется на основе следующих принципов:

  • достоинства личности - лицо преклонного возраста, каковы бы ни были его конкретный возраст, состояние здоровья, степень утраты самостоятельности и уровень доходов имеет право на помещение в институт призрения, на содержание и квалифицированное и достойное его лечение и обращение;
  • свободы выбора - каждое лицо преклонного возраста, состояние здоровья или заболевание которого требует специального вмешательства, должно иметь возможность выбора места своего содержания;
  • координации помощи - осуществление поддержки, оказываемой домашнему режиму и режиму содержания, взаимопомощи требует согласованных и эффективных усилий и соответствующего финансирования, максимально приближенных к потребностям личности;
  • адресности - помощь оказывается, прежде всего, самому нуждающемуся, и только состояние здоровья лица преклонного возраста определяет уровень и степень необходимой помощи;
  • ликвидации разрыва между санитарным и социальным сектором при приоритетном характере критерия состояния здоровья уровень помощи и финансирования не могут более зависеть от уровня жизни или места проживания.

ВФинляндиив сфере социального обеспечения действует централизованная система планирования. Центральные государственные органы руководят и контролируют осуществление социальных услуг. Кроме этого, государство в обязательном порядке предоставляет муниципалитетам дотации на оказание социальной помощи населению, составляющие не менее половины от суммы всех их затрат на эти цели. Непосредственное предоставление социально-бытовых услуг престарелым возложено на муниципалитеты, действующие по принципу самоуправления и организующие свою работу в этом направлении на основании пятилетних планов. Наряду с муниципалитетами социальные услуги оказываются также частными организациями и церковью.

В оказании социальной помощи престарелым и инвалидам в Финляндии выбрано направление, ориентированное на предоставление услуг в нестационарных условиях и создание наиболее оптимальных жилищных условий для этой категории лиц.

Наиболее распространенной формой нестационарного обслуживания является предоставление услуг на дому, причем эти услуги оказываются как одиноким престарелым, так и семьям, требующим социальной поддержки. Эти услуги условно можно разделить на два вида. Для престарелых и инвалидов, сохранивших в достаточной мере способность к самообслуживанию, предоставляется помощь в уходе за квартирой; лицам, практически не выходящим из дома, оказывается содействие в обеспечении питанием, приготовлении пищи, предоставляются санитарно-гигиенические услуги. Такая помощь может осуществляется на постоянной основе или на определенный период времени, например на период отпуска родственников. Предоставлением социальной помощи на дому в стране занято более 13 тысяч социальных работников, предварительно прошедших специальную подготовку. Значительной части престарелых и инвалидов помощь оказывается родственниками или частными лицами, Причем в этом случае им выплачивается специальное пособие по уходу.

Широкий набор услуг могут предложить центры социальной помощи, в которых для пенсионеров и инвалидов имеются помещения для отдыха и досуга, медицинские кабинеты, залы лечебной физкультуры и массажа, сауна, бассейн, столовая, ле­чебно-трудовые мастерские. Обычно через такие центры обеспечиваются горячим питанием лица, обслуживаемые на дому. Доставка обедов на дом производится в индивидуальных термосах на автотранспорте центра или арендуемой машине.

Большое значение в Финляндии придается и обустройству жилья престарелых и инвалидов, включающее оснащение квартир системой круглосуточной связи с социальными работниками.

ВГерманиитрадиционно важную роль в социальном обслуживании престарелых и инвалидов играют добровольные объединения, в первую очередь церковные благотворительные союзы и Немецкий Красный Крест. Однако в современных условиях часть их функций вынуждено брать на себя государство. Большое распространение в стране получили центры дневного пребывания, различные клубы для пожилых. Несколько лет назад начали создаваться социальные отделения для оказания пре­старелым социальной и медицинской помощи в домашних условиях и включающие в себя службы помощи в хозяйственных делах, в уходе за больными.

В США также прослеживается четкая тенденция создания условий для проживания престарелых граждан в домашних ус­ловиях. Реализация ее осуществляется через систему нестационарных видов социальной помощи, предоставляемых государственными или частными организациями, а также путем денежных выплат престарелым для самостоятельного приобретения ими тех или иных социальных услуг. В стране существует значительное число различных фондов, обеспечивающих, в частности, оплату медицинской помощи, предоставление дешевого жилья, продуктов питания, транспортных услуг и т.п. Все большее распространение получают системы выплат пособий семьям на организацию ухода за престарелыми в домашних условиях.

Социальное обслуживание на дому характеризуется большим числом предоставляемых услуг, в числе которых доставка на дом обедов, купание в ванне, смена белья, педикюр, стрижка. укладка волос, стирка, чистка вещей, обеспечение автотранспортом, лечебная гимнастика. Услуги пожилым в ряде случаев включают ремонт и благоустройство их квартир, предоставление телефона во временное пользование, организацию культурных мероприятий, досуга и развлечений.

Помимо обычных центров дневного пребывания для престарелых в США быстрыми темпами развивается сеть специальных платных центров, предназначенных для оказания социально-бытовой и медицинской помощи пенсионерам-инвалидам, в частности страдающим тяжелыми заболеваниями нервной системы. Лица, посещающие такие центры, обеспечиваются диетическим питанием, получают физиотерапевтические процедуры, занимаются лечебной гимнастикой, трудотерапией, к их услугам логопед. Большое внимание уделяется организации их досуга: организуются экскурсии, танцы, щадящие спортивные игры, беседы или диспуты на различные темы с привлечением врачей, психиатров, сексопатологов, работает салон красоты. За обслуживаемыми центром инвалидами наблюдают медицинские сестры, регулярно сообщающие лечащим врачам об изменениях их здоровья. Пребывание в таких центрах значительно дешевле. чем в стационарных учреждениях. Кроме этого, немаловажное значение придается и возможности освобождения родственников инвалидов от необходимости постоянного ухода за ними. В ближайшие годы в стране может быть создано около десяти тысяч центров подобного типа.

ВЯпонии,как в одной из высокоразвитых индустриальных стран, 80% мужчин и 90% женщин достигают возраста 65 лет. Изменение демографической ситуации предполагает и совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей.

Новая система была введена в феврале 1983 года. Это первый этап для решения проблем медицинского обслуживания стареющего общества. Различные службы здравоохранения для лиц от 40 лет и более действуют на местном уровне. Они пред­полагают введение медицинской книжки, санитарное просвещение, медицинские советы, проверку состояния здоровья (общую и специальную), переобучение, советы, сопровождаемые медицинским обслуживанием на дому.

Медицинская помощь лицам в возрасте 65 лет и старше обеспечивается местными государственными властями и системами страхования.

Старение населения требует изменения организации не только медицинского обслуживания, но и пенсионного обеспечения, различных социальных действий, обеспечения жильем и др. 11овая политика в области социального обслуживания предусматривает быстрое развитие сети промежуточных (между до­мом и госпиталем) медико-социальных учреждений для престарелых.